Вяземский десант

Вяземский десант

Вяземский десант: почему провалилась одна из крупнейших операций ВДВ времен Второй мировой 80 лет назад, с 5 до 9 часов утра 18 января 1942 года, в районе деревни Знаменка высадились на парашютах 462 советских десантника. Этот спуск впоследствии получил наименование «Знаменский десант», и с него началась одна из крупнейших операций воздушно-десантных войск в истории Второй мировой войны — Вяземский десант, проводившийся Красной армией в первую военную зиму.

Десантники перед боевой операцией в тылу врага, 1942 год

Недостаток самолетов.

Операция была спланирована еще в конце декабря 1941 года, но в окончательном виде ее план сформировали к середине января 1942 года. Деревня Знаменка находилась в 44 км от линии фронта и в 40 км от Вязьмы. В тот момент Вязьма приобрела исключительное значение как узел дорог для немецкой группы армий «Центр». Советские десантники должны были перерезать шоссе Юхнов — Вязьма и перехватить железнодорожную магистраль Вязьма — Брянск. СССР стал одной из первых стран, которая озаботилась идеей «вертикального охвата» — высадки десанта в тыл противника с целью поколебать устойчивость его фронта. Еще в 1935 году сброс большого парашютного десанта на Киевских маневрах произвел сильное впечатление на иностранных наблюдателей, но главным препятствием на пути развития воздушно-десантных войск Красной армии в предвоенные годы был недостаток транспортных самолетов. В качестве таковых чаще всего выступали бомбардировщики ТБ-3, но удобство размещения людей в бомбовозах оставляло желать лучшего. Незадолго до войны СССР была куплена лицензия на производство американского транспортного самолета «Дуглас» DC-3, получившего у нас обозначение ПС-84 (пассажирский самолет 84-го завода). Именно такие самолеты высаживали первую волну десанта
18 января 1942 года. Однако производство этой машины трудно было назвать массовым, что существенно ограничивало возможности воздушно-десантных корпусов. Также советские воздушно-десантные войска зимой 1941/1942 года не располагали еще десантными и транспортными планерами, создание которых впоследствии выводило высадку на новый технический уровень. Все перечисленные факторы проявили себя уже в первые дни Вяземской десантной операции. Для высадки десанта был выделен лишь 21 самолет ПС- 84 и три ТБ-3. Для сравнения: немецкий десант в районе Роттердама в мае 1940 года осуществлялся 450 транспортными Ю-52. Парашютно-десантная группа из двух батальонов 201-й воздушно-десантной бригады спустилась у Знаменки всего с 16 ПС-84. Потеряв момент внезапности, полностью 1-й батальон
высадить не удалось, и спуск советских солдат продолжился 19 января — всего 642 человека. Причем десантники были рассеяны на большом пространстве, что являлось почти неизбежным при парашютной высадке. Этого недостатка была лишена посадочная доставка солдат на захваченном аэродроме, поэтому через несколько часов после спуска на парашютах
десантники предприняли попытки атак на аэродром в Знаменке. Также с помощью партизан удалось найти еще одну площадку, на которую вечером 18 января сели четыре самолета с аэродромной командой. Но противник отреагировал почти молниеносно — территория была захвачена, а один оставшийся на ней самолет сожжен. Таким образом все попытки десантников по занятию площадки для посадки самолетов с новыми силами оказывались безуспешными.
Десанту пришлось готовить посадочную площадку в другом месте — у деревни Плеснево. На ее расчистку спешно мобилизовали 400 человек местного населения, и уже вечером 19 января командир десантного батальона Иван Суржик радировал в штаб фронта: «Посадка на колесах возможна». В течение ночей на 20, 21 и 23 января на нее был принят 250-й воздушно- десантный полк составом около тысячи человек. Хотя полк назвался воздушно-десантным, он был сформирован из обычной стрелковой части. Командовал полком майор Николай Солдатов, который имел самое высокое звание среди командного состава высаженных подразделений. Поэтому собравшийся в немецком тылу отряд получил наименование «группа Солдатова».

Иные факторы

Несмотря на относительный успех высадки, решить задачу блокирования коммуникаций в тылу противника «группе Солдатова» не удалось. Немецкие части, располагавшие артиллерией и пулеметами, прочно удерживали Знаменку и населенные пункты вдоль железной дороги Вязьма — Брянск. Например, атака десанта на станцию Угра, обороняемую немецким 365-м резервным пехотным полком, успеха не имела. Десантники громили обозы на шоссе и подрывали железнодорожное полотно, но реализовать первоначальный замысел командования с блокировкой важных магистралей силами сравнительно небольшой группы преимущественно со стрелковым оружием не удалось. 30 января 1942 года десант соединился с частями 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Павла Белова, прорвавшимися через Варшавское шоссе.

Минирование железнодорожного полотна, 1942 год

Основной причиной ограниченных успехов десанта стало большое время высадки — с 18 по 22 января, что давало противнику время на принятие контрмер. Также разбросанные на большой площади парашютисты часто попадали в плен, и, основываясь на их показаниях на допросах, немецкое командование быстро сориентировалось относительно целей и задач советских десантников. Еще до завершения боев в районе Знаменки руководство СССР планировало высадить в тылу врага целый воздушно-десантный корпус. Так 4-й вдк должен был спуститься 21 января, но вскоре сроки сдвинули на 28 января. Для операции выделили бо́льшие силы, чем для Знаменского десанта,
— 61 самолет (22 ТБ-3 и 39 ПС-84). На этот раз предполагалось произвести высадку к юго-западу от Вязьмы, и десантники должны были совместно с конниками Белова и группой генерал-лейтенанта Михаила Ефремова (часть сил 33-й армии) перехватить важнейшую для противника магистраль Вязьма — Смоленск. Выброска началась в ночь на 28 января 1942 года, но из-за ошибки пилотов парашютистов 8-й воздушно-десантной бригады высадили в 15 км от заданного командующим фронтом района — дальше от шоссе. Хуже того, буквально в ту же ночь на 28 января последовали налеты немецкой авиации на аэродромы калужского аэроузла, с которых взлетали транспортники. Расположение взлетных полос было немцам отлично известно — советские части отвоевали Калугу только 30 декабря 1941 года. Это затруднило и без того напряженную работу ТБ-3 и ПС-84. Высадка затянулась.

Десантники получают боевую задачу, 1942 год

До 2 февраля десантировалось лишь около 2,5 тыс. человек. С 17 по 24 февраля сбросили еще 7373 человека 9-й и 214-й бригад 4-го вдк. Но столь медленное накапливание советских войск на подступах к Вязьме и шоссе на Смоленск позволяло противнику своевременно подтягивать резервы. Все попытки перехватить шоссе и железную дорогу советскими военными успеха не имели. Столь же неудачными были попытки установить связь с наступающими с фронта частями 50-й армии. В конце концов оставшиеся десантники окружными путями вместе с конницей Павла Белова вышли к своим.
В целом можно сделать вывод, что амбициозный замысел Вяземского десанта имел такой исход из-за необеспеченности его соответствующими размаху операции материальными средствами. Небольшое количество транспортных самолетов не дало возможности выбросить сразу крупные силы с боевой техникой. Недостаток выучки и боевого опыта приводил к большому разбросу парашютных десантов, что тоже затрудняло выполнение боевой задачи.

Исаев Алексей, Историк, кандидат исторических наук — о десантах января 1942 года в районе Вязьмы

Источник: https://tass.ru/opinions/13455145

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest