Василий Маргелов не был создателем воздушно-десантных войск, но именно при нём ВДВ из вспомогательного превратился в отдельный род войск.
Маргелов был способен для любимой десантуры если не на всё, то на многое.
Дядя Вася – так уважительно и в тоже время по-свойски звали Маргелова десантники.
Маргелов был прост и доступен в общении, это была не поза, не игра – он так жил и так работал.
Добиваясь введения в ВДВ тельняшек, Маргелов дошёл до самого высокого уровня – ЦК КПСС и добился своего, произошло это в 1968 году. Только на десантных тельниках полоски были голубые, а не чёрные, как у моряков. Маргелов сам прыгал с парашютом, последний прыжок – в 60 лет.
Когда предстоял первый испытательный прыжок новой парашютной системы, позволявшей экипажу десантироваться внутри боевой машины, Маргелов отправил в состав испытателей сына.
И, пока БРМД, покинувшая самолёт не достигла земли, Маргелов сидел с заряженным пистолетом – чтобы пустить себе пулю в висок в случае трагического исхода прыжка. Когда всё закончилось благополучно, Маргелов подарил патрон из того пистолета сыну.
Маргелов внимательно следил за боевой выучкой и техническим оснащением ВДВ, в том числе – за тем, чтобы не перегружать солдата ненужным и излишним снаряжением. «Десантник рассчитан на 15 минут боя, ему нужно быть мобильным и скрытным». – считал Маргелов.
Маргелов понимал силу воздействия кинематографа и делал всё, чтобы «продвинуть» на широкие экраны десантуру. Например, в фильме «Офицеры» представитель третьего поколения военной семьи выбирает для службы именно ВДВ. Но первым, сформулируем так, сольным проектом про воздушный десант стал фильм 1977 года «В зоне особого внимания».
Это была первая полнометражная работа молодого режиссёра Андрея Малюкова и Маргелов покровительствовал проекту. Он подключился на ранних стадиях и пробил съёмки на самом верху. Маргелов выступал как консультант фильма, хотя его фамилии и нет в титрах. Тем не менее, ляпов избежать не удалось.
Так, во время захвата моста прапорщик, которого играет Михай Волонтир, забирает из караулки и выбрасывает в воду автомат АК-74, а утром майор отдаёт солдату вытащенный из реки АКМ. С мостом связан ещё один ляп – когда десантники спускаются на парашютах на мост, по нему ходит вооружённый дозорный, который не замечает группу захвата до самого последнего момента. В эпизоде с угнанным уазиком видны следы шин от предыдущих дублей. Лейкопластырь на лице одного из героев в соседних кадрах занимает различное положение. Есть и другие несостыковки.
Тем не менее, фильм стал народным хитом, а желающих попасть в ВДВ – больше, чем вакантных мест в десанте.
Рассказывают, что на съёмках фильма Маргелов однажды рассвирепел по-настоящему – когда Малюков предложил водрузить на головы десантников кепи. «Я тебя расстреляю прямо здесь из моего пистолета! Только голубые береты! Запомни!», — бушевал Маргелов.
По сути, режиссёр был прав – в полевых условиях десантники не носят береты, они демаскируют бойцов своим цветом, выделяющимся на фоне листвы.
Но Маргелову был важнее рекламный эффект, мгновенная и безошибочная идентификация, чем следование тактическим требованиям. И он оказался в итоге прав. Фильм прошёл с таким успехом, что вскоре было снята продолжение – «Ответный ход».