На минимальном боковом параметре…

На минимальном боковом параметре…

Выполнение уникальной задачи силами военно-транспортной авиации завершилось высадкой парашютного десанта в Крыму.

ФОТО ТАСС.

Здесь впервые был применён тактический приём десантирования на минимальном боковом параметре, когда между самолётами параллельных боевых порядков было не больше трёх километров. Массированное парашютное десантирование почти 2,5 тысячи военнослужащих одновременно на две параллельные площадки приземления состоялось в финале лётно-тактического учения с авиационными полками под непосредственным руководством командующего военно-транспортной авиацией.

На короткое время небо над площадками десантирования «Найманская» и «Охчи-Оба» полигона Чауда под Феодосией заполнилось сотнями белых парашютов. Чтобы почти 2,5 тысячи десантников 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной) шагнули за рампу Ил-76 и приземлились в назначенном месте, оказалось достаточно девяти минут. 41 самолёт следовал друг за другом с временным интервалом всего в 25 секунд двумя параллельными строями на минимальных расстояниях.

«Впервые в истории мы применили тактический приём – десантирование на минимальном боковом параметре, когда между самолётами двух параллельных боевых порядков было всего лишь три километра. Этим достигается сокращение времени пребывания в зоне возможного поражения средствами ПВО противника, сокращается время решения задачи парашютного десантирования», – сообщил руководитель учения командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.

После начала учения более 40 экипажей самолётов Ил-76 частей военно-транспортной авиации из Тверской, Оренбургской и Псковской областей, преодолев свыше 2 тысяч километров, прибыли на аэродромы в Крымске, Краснодаре и Армавире. Здесь была проведена погрузка на самолёты личного состава поднятых по тревоге подразделений новороссийского соединения ВДВ.

Затем экипажи военно-транспортной авиации провели практическое десантирование крылатой гвардии на площадки приземления в Костромской и Ульяновской областях и выполнили посадки на оперативных аэродромах в Иваново и Ульяновске. Завершив подготовку, в ходе которой лётный состав изучил районы предстоящих полётов и десантирования, маршруты движения воздушных судов и порядок действий в различных ситуациях, экипажи ВТА и личный состав подразделений ВДВ приступили к выполнению задач финального эпизода учения.

«Общее количество задействованных воздушных судов – порядка 50, в том числе самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У, который позволил нам наблюдать здесь, в Крыму, практически весь ход учения: от взлёта самолётов и до этапа десантирования», – рассказал командующий ВТА.

Экипаж «летающего радара» осуществлял контроль полёта транспортных Ил-76 в район десантирования, управление самолётами прикрытия боевых порядков, в роли которых выступали экипажи штурмовиков Су-25 и истребителей Су-27. Воздушная обстановка в режиме реального времени передавалась с использованием самолёта управления и ретрансляции Ил-22СУРТ на аппаратуру приёма, отображения и выдачи информации.

«Мы выполняли похожие тренировки у себя дома, в районе Твери. Делали полёты на две параллельные площадки, отрабатывая этот тактический приём, заодно обучали молодых лётчиков полка», – рассказывает заместитель командира полка ВТА подполковник Артём Осадчий. По его словам, в районе десантирования условия сложились непростые, вблизи проходило возникновение и развитие мощно-кучевой облачности.

Вместе с тем погодные условия не помешали по месту и времени сработать на оценку «отлично». «Замечательно, когда можешь точно сработать при выполнении задачи. Вдвойне приятно, когда участвуешь в уникальном событии – подобные по масштабу учения проводились разве что в 80-е годы прошлого века и впервые – в новейшей истории», – отмечает замкомандира полка.

Больше 40 самолётов Ил-76 шли друг за другом с временным интервалом всего в 25 секунд двумя параллельными строями

На борту нескольких Ил-76 в качестве наблюдателей-стажёров находились курсанты 5-го курса балашовского авиационного факультета Краснодарского военного авиационного института. За работой экипажа подполковника Осадчего на финальном этапе учения также наблюдал пятикурсник, проходящий лётную практику. По мнению опытных лётчиков, даже просто наблюдать и понимать динамику такого сложного полёта очень полезно и обязательно пригодится ребятам в будущем.

Перед участниками финального эпизода учения, помимо отработки парашютного десантирования на параллельные площадки приземления, находящиеся на минимальном друг от друга расстоянии, стояла ещё одна, не менее ответственная для боевой обстановки задача. Десантники должны были захватить аэродром «противника», обеспечив безопасную зону для маневрирования самолётов ВТА при заходе на посадку.

Началом активной фазы выступило десантирование группы разведки подразделения ВДВ с использованием парашютных систем «Арбалет-2» с высоты 2,5 тысячи метров. После вскрытия объектов ПВО «противника», а также определения важных коммуникационных объектов, средств управления и обеспечения, разведчики, уточнив координаты, передали данные для применения по указанным целям высокоточного оружия.

Удары условных крылатых ракет морского и воздушного базирования обеспечили безопасность выброски основного десанта. Непосредственно перед выброской штурмовики Су-25 нанесли удары по вновь вскрытым средствам ПВО условного противника, а истребители Су-27 выполнили расчистку воздушного пространства и прикрытие района десантирования.

Самолёты Ил-76МД, вылетевшие одновременно с двух аэродромов в Иваново и Ульяновске, в едином боевом порядке подошли к району десантирования. В пути следования экипажи отрабатывали противоракетный манёвр с применением средства РЭБ самолётов. На площадки приземления крымского полигона выброска основных сил десанта ведётся параллельно с высот 600 и 900 м на скорости 300 км в час. Первоочередная задача десанта – захват аэродрома. Для обеспечения работы захваченной взлётки вместе с ними десантировалась и группа руководства полётами.

Почти в полном составе личный состав дивизии за несколько минут оказался в двух точках приземления и приступил к выполнению задач. Вскоре аэродром условного противника успешно захвачен, однако напоследок неприятелю удаётся блокировать взлётно-посадочную полосу техникой. Группа руководства полётами приступает к подготовке посадки самолётов на грунтовую полосу…

Как признался командир гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной) полковник Андрей Суховецкий, площадка для десантирования оказалась непростая – всего в километре от морского побережья. Кроме того, что личный состав соединения впервые отрабатывал задачу на данной местности, выброска фактически начиналась над морем, так что для удачного приземления требовалась ювелирная точность.

Тем не менее проведённые предварительно занятия на картах, схемах и макетах позволили десантникам действовать после приземления максимально быстро и уверенно. «Десантники выполнили тактические задачи по захвату полевого аэродрома, уничтожению незаконных вооружённых формирований и обеспечили высадку главных сил десанта посадочным способом», – коротко сообщил командир соединения.

Самолёты Ил-76 начинают отработку «афганского захода» – приёма захода на посадку с максимальным градиентом снижения. С высоты три километра тяжёлые воздушные суда стремительно снижаются на предельных режимах, выдерживая вертикальную скорость 18–20 м в секунду. Имитируя высадку основных сил десанта посадочным способом, экипажи Ил-76 выполняют пять заходов на грунтовую полосу с интервалом в две минуты.

«Как было продемонстрировано в ходе учения, экипажи готовы к снижению в ограниченных размерах зоны снижения, применяется так называемый максимальный градиент снижения», – пояснил командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. При этом в случае вывода противником из строя искусственной полосы, экипажи, по его словам, готовы к посадке с максимальным градиентом снижения на грунтовую полосу. Для ВТА такие задачи являются практически повседневной работой.

Уверенные действия лётного состава военно-транспортной авиации отметил и заместитель начальника штаба ВДВ генерал-майор Алексей Наумец. «Вы видели одновременное десантирование на две площадки приземления. При этом слева от нас десантировались с высоты 900 метров, справа – с 600, таким образом одновременно раскрытых куполов было справа 350, слева – 450, – уточнил он и добавил: «Представьте, какую необходимо иметь подготовку, чтобы в такой плотности не допустить предпосылок к происшествиям».

Результаты учения будут тщательно проанализированы как руководством ВТА, так и командованием ВДВ. Однако уже сейчас можно смело говорить об уникальном опыте, полученном совместно лётчиками и десантниками в ходе масштабного учения в Крыму.

Севастополь

Павел ЗАВОЛОКИН, «Красная звезда» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest